Во времена Казахского ханства для решения важных вопросов было принято раз в год, в большинстве случаев осенью собираться в Улытау, Туркестане или под Ташкентом, где наиболее авторитетные представители родов представляли интересы своего жуза. Собрание проходило при огромном стечении народа, под открытым небом и решения принятые на этом собрании приобретая высшую законодательную власть, распространялись по всему Казахскому ханству. Именно на таких собраниях появлялись личности, способные повести за собой народ. XVIII век для Казахского ханства с точки зрения истории был судьбоносным периодом. Стоял даже вопрос о существовании казахской государственности, сохранении казахов как этноса. В столь тяжелое время народу был нужен лидер, который бы объединил три жуза, т.к. только в единении можно было рассчитывать на сохранение государственности. И такая масштабная фигура появилась в лице хана Абылая, который своими решениями по внутренней и внешней политике указал верное направление в развитии Казахского ханства на тот период времени.

В истории Казахской земли немало замечательных государственных и военных деятелей, которые посвятили свою жизнь великой цели – служению интересам народа. В этой плеяде не меркнущей звездой светит имя хана Абылая, озаряя в настоящее идеи сохранения единства нации, территории и независимости. Наш город Петропавловск имеет прямое историческое отношение к деятельности хана Абылая, здесь находился его ханский двор и дом, построенный за «государьеву» службу.

Развитие и формирование государственности любого народа имеет объективные причины и предпосылки, которые являются закономерным итогом предшествующих этнополитических, социально-экономических и духовно-идеологических процессов, но нельзя сбрасывать со счетов как показывает история и субъективны й фактор, величие и мудрость отдельных государственных лидеров, представителей народа.

В данной статье рассматриваются события взаимоотношений между ханом Абылаем и администрацией Российской империи. Строительство военных укреплении России на территории казахской степи проходило в напряженной обстановке. Интересы Российской империи представлял генерал-губернатор Оренбурской области Неплюев И. И. Хан Абылай на тот момент являлся султаном и правителем среднего жуза. В статье показан процесс присоединения 40 султанов среднего жуза в поданство России на воссальной зависимости. Прослеживается желание царской администарции привлечь на свою сторону хана Абылая, посредством строительства помещений для проживания султана, его семьи в крепости Святого Петра.

В статье Президента РК Нурсултан Абишевича Назарбаева (Семь граней Великой степи) говорится, что воспитания чувств гордости за свою историю, воспитание патриотизма должны начинаться со школьной скамьи. Многие народы заслуженно гордятся именами великих предков, ставших своеобразными послами своих стран. Великая степь так же породила целую плеяду выдающихся деятелей, среди которых такая масштабная фигура, как Абылай хан. Именно наша область имеет уникальный музей основой экспозиции которого является жизнь и деятельность Абылай хана. Большой исторический материал музея показывает его роль в сохранении единства и территориальной целостности казахского государства. В настоящее время музей является не только культурным, но и образовательным пространством.

В условиях музея ребята погружаются в предметно-пространственную среду, приобщаются к историческим событиям, узнают быт, обычаи и традиции казахского народа XVIII–XIX вв. Именно такую цель на уроке истории ставили учителя специализированной школы-интерната-колледжа олимпийского резерва Аубакирова Алия Ондасыновна, Нургожина Бикеш Акимжановна, Темешова Зауре Кенесовна перед своими учениками 15 февраля в музейном комплексе “Резиденции Абылай хана”, тема урока “Великие имена Великой степи”. Цель была достигнута, ученики ознакомившись с экспозицией залов, проникшись духом той эпохи, активно выступали в мини сценах в следующих  ролях: маленького “Сабалака”, умного и рассудительного Толе бия, храброго батыра, Великого Абылая, была показана сцена борьбы казахского народа с джунгарской агрессией.

Сам урок проходил в форме беседы, где ученики отвечали на заданные вопросы, в конце учитель подвел итоги и отметил за правильные ответы учеников 7 класса Ескендир Руана и Нурбол Болатбека.

Жунусов Бауржан Набиевич
Заведующий научно-исследовательским отделом истории

Культурно-образовательная программа “Музыкальный сундучок” проводится для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Главной целью является воспитание детей в духе уважения культуры и традиций не только своего народа, но и всех, кто населяет родной край. Детям загадываются музыкальные загадки, проводятся танцы, национальные игры “Арқан тартыс”, “Варежки”, “Теңге тастау”. Ребята расширяют свои знания о таких национальных музыкальных инструментах разных народов, как балалайка, барабан, кобыз, домбра.

Особое внимание при проведении мероприятия отведено казахскому национальному инструменту – домбре. Во время показа домбры, сотрудники объясняют, что она имеет корпус грушевидной формы и очень длинным грифом разделенным ладами, две струны. Один из основателей казахской музыки на домбре – Курмангазы, чья композиция “Адай” до сих пор популярна не только в Казахстане, но и далеко за пределами.

В 1934 году домбра была реконструирована и созданы ее оркестровые разновидности. В последние годы, благодаря казахским деятелям музыкального искусства, домбра значительно усовершенствовалась: усилилась громкость и расширился диапазон звучания.

Отмечается, что в экспозиции музейного комплекса имеется старинная черная казахская домбра 18 века, которая принадлежала жителю Айыртауского района.