Века и десятилетия

Статья опубликована в газете "Северный Казахстан", № 151 от 14 декабря 2019 г. 

Это произошло 28 лет назад: 16 декабря 1991 года на карте мира появилось государство Казахстан, страна с четко очерченными границами, с необходимыми независимому государству структурами управления.

Первой независимость Казахстана признала Турция, на следующий день после принятия Конституционного закона “О государственной независимости Республики Казахстан”, 17 декабря 1991 года, Казахстан в качестве суверенного государства признали Россия и Румыния. За прошедшие 28 лет Республика Казахстан признана всем мировым сообществом и стала равноправным субъектом международных отношений.

Современное государство Казахстан — это продукт уникальных исторических событий. Первое упоминание о самостоятельном независимом казахском государстве связано с именами чингизидов Ак Орды султанов Керея и Жанибека, которые в середине XV века в районе озера Балхаш и реки Чу из родственных племен, которые объединяли древняя историко-этническая память и идентичность языка, религии, а также кочевые традиции, образуют полукочевое государство Казахское ханство. Его границы казахский народ на протяжении долгого времени упорно отстаивал от многочисленных агрессивных соседей и расширял. Но нет в природе явлений, застывших навсегда. Все находится в движении. Состояние народов, племен, государств может меняться, ухудшаться, переживать эпоху подъема или упадка. Так и на огромной территории Казахского ханства происходили глобальные социальные процессы, среди которых на особом месте затянувшаяся на три столетия казахско-джунгарская война. Тогда даже стоял вопрос о существовании казахского государства и казахского этноса.

50 человек провели «Ночь в музее» в комплексе «Резиденция Абылай хана»

Музейный комплекс «Резиденция Абылай хана» впервые проводил фестиваль «Под волшебной луной». Чтобы гостям было интересно, организаторы постарались подготовить большую познавательную программу.

Лекция под открытым небом

Во времена Казахского ханства для решения важных вопросов было принято раз в год, в большинстве случаев осенью собираться в Улытау, Туркестане или под Ташкентом, где наиболее авторитетные представители родов представляли интересы своего жуза. Собрание проходило при огромном стечении народа, под открытым небом и решения принятые на этом собрании приобретая высшую законодательную власть, распространялись по всему Казахскому ханству. Именно на таких собраниях появлялись личности, способные повести за собой народ. XVIII век для Казахского ханства с точки зрения истории был судьбоносным периодом. Стоял даже вопрос о существовании казахской государственности, сохранении казахов как этноса. В столь тяжелое время народу был нужен лидер, который бы объединил три жуза, т.к. только в единении можно было рассчитывать на сохранение государственности. И такая масштабная фигура появилась в лице хана Абылая, который своими решениями по внутренней и внешней политике указал верное направление в развитии Казахского ханства на тот период времени.

Вклад Елбасы в развитие культуры

XX век необычайно расширил понимание культуры, которая стала видится, как всечеловеческая и разнохарактерная беседа («Большой диалог» по терминологии М. М. Бахтина). Развитие культуры обязательно требует акта обмена ценностями, следовательно быть в культуре – значит вступать в общение с прошлым и будущим. Причем участвующие в этом «диалоге» не подвергаются нивелировке и полностью сохраняют свою самобытность. В своей статье « Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Н. А. Назарбаев говорит: «что конкурентоспособность культуры является важной составляющей конкурентоспособности в современном мире». Именно благодаря Назарбаеву Казахстан за годы своей независимости переживает период возрождения культуры. 24 декабря 1996 года был принят закон «О культуре», который регулирует общественные отношения в сфере создания, возрождения и распространения казахской национальной культуры и культуры других народов Казахстана. Были возрождены национальные праздники, праздник Наурыз стал государственным праздником. За период независимости в Казахстане значительно увеличилось количество театров, библиотек, государственных музеев. Парков отдыха и т.д. сегодня о казахской культуре знают и за рубежом. Было подписано многих международных соглашений о совместном сотрудничестве. У нас, в Петропавловске, в рамках государственной программы «Культурное наследие» из средств республиканского бюджета проводились ремонтно-восстановительные работы по реставрации «Резиденции Абылай хана». 21 августа 2008 года состоялось знаменательное событие не только для жителей нашего города, но и для всей Республики – произошло торжественное открытие музейного комплекса «Резиденция Абылай хана». Открыл комплекс Президент РК Н. А. Назарбаев. СКО получило уникальный музей нового типа, не имеющий аналогов в Республике. Экспозиция комплекса не только знакомит посетителей с основными событиями жизни Абылай хана, но и уделяют огромное внимание воспитанию в посетителях чувств патриотизма и преданности Родине.

За время руководства страной Н. А. Назарбаев вывел Республику в число наиболее узнаваемых и конкурентоспособных стран мира.

Мы, сотрудники музейного комплекса «Резиденция Абылай хана» выражаем Н. А. Назарбаеву искреннюю благодарность и желаем долгих лет жизни.

Хан Абылай и его время в музейной экспозиции

В истории Казахской земли немало замечательных государственных и военных деятелей, которые посвятили свою жизнь великой цели – служению интересам народа. В этой плеяде не меркнущей звездой светит имя хана Абылая, озаряя в настоящее идеи сохранения единства нации, территории и независимости. Наш город Петропавловск имеет прямое историческое отношение к деятельности хана Абылая, здесь находился его ханский двор и дом, построенный за «государьеву» службу.

Развитие и формирование государственности любого народа имеет объективные причины и предпосылки, которые являются закономерным итогом предшествующих этнополитических, социально-экономических и духовно-идеологических процессов, но нельзя сбрасывать со счетов как показывает история и субъективный фактор, величие и мудрость отдельных государственных лидеров, представителей народа.